#tolkien Из дискуссии на Фикбуке. » Б: У Толкина это более мотивировано художественными целями - его интересовали сюжеты, в которых герои вынуждены бороться практически без помощи высших сил или даже вопреки их воле (тот самый хюбрис). В "Книге Утраченных Сказаний" в одной из версий вообще эльфы Валинора выступили на помощь нолдор вопреки воле Валар (хотя в дальнейшем, разумеется, автор описал Войну Гнева с точностью до наоборот). > М: Так это много говорит о Высших силах и об авторской системе ценностей, где они - хорошие. Ваш покорный: В первую очередь это говорит нам, что Толкин предпочитал все интересные ему темы отрабатывать «от противного». Интересно упование на высшее? Будем исследовать его в мире под глухими чёрными небесами. Интересны подвиги преодоления ограничений своей природы и свершения «невозможного человеку»? Будем исследовать их в мире жёстких природных иерархий, где вроде бы всему довлеет принцип «всяк сверчок знай свой шесток». Интересна надежда на будущее? Будем исследовать её в мире исторического регресса. Интересны вопросы онтологического равенства людей и пользы демократизма? Будем изучать это в мире, где существуют натуральные расовые сверхлюди (нуменорцы), а правящая королевская династия — буквально божественного происхождения — сохраняет способности, технически недоступные другим людям. И т.д. Что это говорит о Толкине-отце? Что он был умным. Не «умненьким», а именно умным. Обычные люди в первую очередь ищут подтверждения своих мнений и предпочтений, а глупые вдобавок — найдя, успокаиваются. Умные для начала ищут самые сильные опровержения для своих мнений и предпочтений, чтобы испытать их против своего мнения. И если атака провалится, успокаиваются. Как результат, не все читатели хорошо понимают Толкина. Некоторым кажется, будто все эти жёсткие иерархии, золотокровные монархии и т.п. — ему НРАВИЛИСЬ. Что неверно.